17 апреля 2024 09:17
читать 7 минут

Надо подешевле. Россия и Беларусь договорились вскладчину разработать новый легкий самолет

Россия и Беларусь подписали соглашение о разработке совместного легкого самолета. Технических характеристик пока нет - они разрабатываются. Известно, что самолет будет на 19 мест, аналог санкционного чешского L-410. Эксперты говорят, что дело хорошее, но нужны самолеты меньше, а важнее всего - инфраструктура для них, то есть малые аэродромы.


Два самолета – к 2025-му

Премьер-министры России и Беларуси Михаил Мишустин и Роман Головченко договорились о совместном производстве самолета легкого типа 15 апреля. Документ о сотрудничестве подписывали глава Минпромторга РФ Денис Мантуров и зам. премьер-министра Республики Беларусь Петр Пархомчик. 

По факту, 15 апреля произошло формальное подписание соглашение о сотрудничестве, так как совместная работа над самолетом ведется уже несколько месяцев. Одним из первых упоминаний легкого «Освея» были разговоры на ПМЭФ-2023. Тогда названия не было, была цель - заменить чешский L-410. 

Увереннее и с названием о самолете стали говорить в феврале 2024-го года. Тогда сообщалось, что полный цикл сборки самолета будет на белорусских предприятиях. 

На тот момент «возводились необходимые цеха» и производилась «закупка оборудования». Об этом в эфире национального белорусского телевидения говорил начальник управления планирования и промышленности Государственного военно-промышленного комитета (Госкомвоенпром) Беларуси Дмитрий Стефанович.

Согласно планам Союзного государства, к 2025-му году должны быть полностью готовы два самолета. 

ЛМС-401 «Освей» назван в честь озера Освейское, которое расположено в Витебском районе Беларуси. На озере есть остров Освейский, а рядом с озером села Освеица и Освея. Все объекты расположены на границе с Псковской областью. 

 

На что меняем

На базе 558-го Авиаремонтного завода (город Барановичи, Беларусь) должны построить до 20 тыс. квадратных метров цехов для строительства самолета.

Курировать проект со стороны России будет Уральский завод гражданской авиации (УЗГА). Именно УЗГА с 2018-го года собирала на территории России чешские самолеты L-410. Это как раз 19-местный борт, который собираются копировать в белорусско-российском проекте. После начала СВО Чехия отказалась от сотрудничества с Россией, соответственно, основные компоненты для 410-го перестали поступать в РФ.

Россия уже занимается заменой устаревших региональных самолетов - это борта, которые летают в субъектах РФ с низкой плотностью населения. Таким регионом, например, является Республика Саха (Якутия). Там сложные метеорологические условия, между небольшими городами и селами огромные расстояния, а пассажиропоток слабый. Большие самолеты «гонять» затратно. 

Сейчас Россия строит ЛМС-901 «Байкал» на 9 пассажиров и ТВРС-44 «Ладога» на 44 пассажира. Однако стоимость самолетов высокая, премьер-министр Михаил Мишустин требовал снизить стоимость «Байкала», когда она была на уровне 120 млн рублей за штуку. Сейчас он стоит 178 млн рублей. 

В случае с «Освеем» цель – сэкономить: снизить стоимость летного часа и себестоимость. Сколько он будет стоить, пока не говорят. Первые два борта должны появиться до 2026-го года, а к 2030-му, по планам, должно быть произведено от 85 до 100 самолетов. 

«Интересно, что в соглашении нет цифр, кроме количества заказываемых Российской Федерацией фюзеляжей (178) и самолетов (не менее 89) до 2038 года, хотя само соглашение действует до 31 декабря 2030 года. 89 - это 50% от количества самолетов, предусмотренных в Программе 2030 (Программа развития авиаотрасли до 2030-го года). И это при том, что в опубликованных версиях этой программы этот самолет не упоминается, - отмечают авторы канала Aviacomments

 

Мне бы в небо

Финансирование проекта по строительству нового самолета Россия и Беларусь решили поделить пополам. В госзакупках на выполнение определенных этапов работ или поставок оборудования смогут участвовать предприниматели обеих стран в равных условиях. 

Пока летно-технические характеристики «Освея» неизвестны. В Минпромторге сказали, что они будут уточняться по ходу опытно-конструкторских работ (ОКР)

«При этом перед разработчиками стоит задача обеспечить конкурентоспособность с зарубежными аналогами, такими как Cessna 408 SkyCourier, L 410NG, Indonesian Aerospace N-219, DHC-6 300 Twin Otter», - говорят в министерстве. 

На «Освее» должны стоять двигатели ВК-800, которые пока серийно не выпускаются. Занимается их разработкой тот же УЗГА. Также у самолета будут неубирающиеся шасси, бортовое оборудование поставит холдинг КРЭТ. 

Как отмечает глава Ассоциации малых авиапредприятий Сергей Детенышев, гораздо больший спрос в России сейчас на самолеты на 2-5 пассажиров. 

«Пока нет информации о проекте («Освей»), и ни малейшего понимания о его реалистичности и востребованности. Наиболее значимый спрос на самолеты вместимостью 2-5 пассажиров. Такие модели уже есть в высокой степени готовности», - говорит эксперт. 

Например, есть СП-30, он вообще выпускается серийно с 2003-го года. Также есть самолеты-амфибии Ла-8 и Л-42, легкий самолет Т-411 «Аист». 

Эксперты, с которыми поговорил Mashnews, отмечают, что не менее важно, чем построить самолет, организовать для него инфраструктуру - малые аэродромы в небольших населенных пунктах. 

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Специальный корреспондент