12 апреля 2024 14:50
читать 15 минут
IT

Росморпорт переводит портовую навигацию с петербургского ПО на отечественное

ФГУП «Росморпорт» продолжает переводить системы управления движением судов (СУДС) российских портов на отечественное программное обеспечение. На него перешли порты Архангельска и Сочи. 1 апреля - порт Махачкалы. «Росморпорт» заявляет, что новые системы управления движением судов лучше прежних. Так ли это – неизвестно. Некоторые эксперты говорят, что лучше бы руководствоваться международными подходами к обеспечению навигации в портах.

Переход на российское

ФГУП «Росморпорт» 1 апреля сообщил, что перевел на отечественное программное обеспечение систему управления движением судов порт Махачкалы. Сделано это, как указывает «Росморпорт», во исполнение указа президента РФ «О мерах по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры РФ» и приказа Минцифры, который содержит рекомендации по переходу на использование российского ПО.

В большинстве портов России установлено программное обеспечение петербургской компании «Транзас». Его и заменяют, поскольку права на ПО принадлежат финскому концерну Wartsila.

Разработкой системы управления движением судов в порту Махачкалы занималось ЗАО «Институт телекоммуникаций».

«Мы успешно реализовали полное перевооружение СУДС порта Махачкалы, теперь это инновационная система российской разработки для организации судового движения в порту», рассказала Mashnews руководитель отдела маркетинга Института телекоммуникаций Дарья Григорьян.

По ее словам, установленный комплекс помогает обеспечить безопасное движение судов на акватории, расхождение судов, передает информацию о погоде, факторах, затрудняющих судоходство и т.д. «По сути, это регулировщик движения судов в порту», – пояснила она.

«Наша система также обеспечивает импортозамещение иностранных программных продуктов в порту. Он является объектом критической инфраструктуры и не может позволить себе работать на иностранном программном обеспечении - это несет серьезные риски», – отметила Григорьян.

В России 25 портов, которые должны быть оборудованы СУДС. На российское ПО сейчас переведены 4 порта, свидетельства Росморречфлота на СУДС имеют порядка шести решений, рассказал Mashnews вице-президент по программным продуктам и решениям Sitronics Group Павел Дрейгер.

В реестре российского ПО, по словам исполнительного директора компании «Сим Тех» Сергея Сульина, четыре полностью российские системы управления движением судов:

  • СУДС СиТраффик от Sitronics Group. Это ПО под управлением операционной системы Astra Linux, работает в порту в Сочи.
  •  WS-9000 от компании «Морские комплексы и системы плюс». Работает в порту Архангельска.
  • СООРИ (система обработки, отображения и регистрации информации) СУДС«Порт-Мастер» от АО «Геодинамика».
  • СООРИ СУДС, разработанная АО «Институт телекоммуникаций» в конце 2023 года для порта Махачкалы.

Как закончилась монополия «Транзаса»

«Росморпорт» заменяет новым программным обеспечением системы, разработанные российской компанией «Транзас».

В 2018 году предприятие за 210 млн евро купил финский концерн Wartsila, один из мировых лидеров судостроительной индустрии,.

На тот момент «Транзас» занимал 35% мирового рынка электронно–картографических и навигационных систем, свыше 45% мирового рынка морских тренажеров, а также проводила около 25% внедрений систем управления движением судов. Примерно 60% заказов «Транзаса» были от иностранных клиентов, 40% — от российских.

В 2022 году после начала СВО финская корпорация ушла с российского рынка, передав свои российские подразделения менеджерам. Одной из таких компаний стало ООО «Транзас-Навигатор».

Как рассказал Mashnews директор по береговым системам «Транзас-Навигатора» Роман Модеев, программно-аппаратный комплекс Navi-Harbour для систем сбора, обработки и регистрации СУДС был создан в Петербурге разработчиками компании «Транзас».

Это ПО установлено в большинстве СУДС РФ (за исключением Архангельска и Магадана, где СУДС построено на ПО других компаний). Прикладное ПО комплекса работает под управлением операционной системы Windows.

«По имеющейся у нас информации, кроме СУДС порта Махачкала и СУДС порта Сочи, в остальных системах по-прежнему используются комплексы Транзас. В СУДС Архангельск «Транзас» не поставлял свой комплекс , там используется комплекс PWS-9000 компании «МКИС+», – говорит Модеев.

После ухода Wartsila из России она забрала с собой все права на этот программно-аппаратный комплекс.

«После поглощения «Транзаса» финской компанией  Wartsila исключительные права на специализированное программное обеспечение Navi-Harbour, которое является ядром комплекса СУДС Транзас,  перешли в Wartsila. Во время  ухода Wartsila с российского рынка  в 2022 году оставить в России интеллектуальные права на ПО Navi-Harbour, используемое в комплексах СУДС,  не удалось», – поясняет он.

Как добавил Сергей Сульин из «Сим Тех», финская Wartsila попыталась забрать с собой и ключевых сотрудников «Транзаса».

«Значительная часть российского офиса была релоцирована в Сербию. Некоторый административный персонал релоцировался в Финляндию. ООО «Сим Тех», имеющее в команде бывших сотрудников «Транзаса» и занимавшееся более 15 лет разработкой IT решений для норвежской компании Kongsberg, после прекращения сотрудничества с норвежцами в 2022 году тоже получило от Wartsila предложение релоцировать всю команду в белградский офис. В случае с нашей компанией, Wartsila не удалось переманить ключевых специалистов, решивших развивать собственные программные комплексы для морской отрасли. Хотя несколько сотрудников все-таки уехали и сейчас работают в Сербии», – рассказал он.

Дмитрий Медведев посещает компанию «Транзас» в Петербурге. 2009 г. Фото: Михаил Климентьев, РИА Новости


Международная ассоциация маячных служб дает другие рекомендации

По словам Романа Модеева, переход на российское ПО в сфере СУДС обусловлен не требованиями безопасности.

«Информационные системы СУДС в РФ являются закрытыми, прямые подключения к интернету или другим сетям общего пользования запрещены. Такие подключения и не требуются для функционирования комплексов. Необходимость перехода СУДС на отечественное специализированное ПО и «российские» операционные системы   обусловлена скорее требованиями Указа Президента №166 от 30.03.2022, чем реальными угрозами информационной безопасности», - полагает эксперт.

При этом регулятивная среда для отечественных разработчиков СУДС далеко не оптимальна, считает Модеев. По его словам, действующий приказ Минтранспорта №226 от 2015 года, регулирующий требования к портовым СУДС, не актуален в части классификации портовых систем управления движения судов.

В нем говорится, что все СУДС делятся на три категории в зависимости от числа транзитных и заходящих за год в порт судов:

  • – не менее 5 тысяч,
  • - не менее 2,5 тысяч,
  • - не менее 1 тысячи.
«Категорийность СУДС, прописанная в приказе Минтранса №226, на мой взгляд, не соответствует требованиям сегодняшнего дня и действующим рекомендациям Международной ассоциации маячных служб (МАМС). В соответствии с мировой практикой и действующими документами МАМС категории ( Advanced, Standard и Basic) присваиваются не СУДС целиком (как в приказе №226), а отдельным навигационным районам в пределах зоны действия одной СУДС на основе анализа рисков (сложности навигации, количество судов, наличие судов с опасным грузом и т.п.) и,  соответственно, дифференцируются технические требования для оборудования СУДС, которое обслуживает данные районы (РЛС с повышенной разрешающей способностью, резервирование оборудования соответствующего радиотехнического поста и т.п.)», – сказал он.

Сейчас же, в соответствии с требованиями Минтранса, если СУДС признана системой высшей категории, то все оборудование в ее составе должно соответствовать самым высоким требованиям.

При этом акватория любого порта имеет свои уникальные особенности в части путей движения, якорных стоянок, конфигурации причалов, навигационных опасностей. Соответственно, каждая СУДС по-своему уникальна (количество и качественный состав радиотехнических постов, каналов связи до них, интеграции со смежными системами ИТСОТБ (Инженерно-технические средства обеспечения транспортной безопасности – прим. ред.), пояснил Модеев.

 

Трудности регулирования

Другая проблема, по мнению эксперта, – избыточные требования к российским производителям самого оборудования для СУДС. По его словам, в России производят практически всю аппаратуру, которая необходима для СУДС, за исключением ряда комплектующих (вроде СВЧ элементов и сигнальных процессоров), но это решаемо.

«Однако появившиеся требование об обязательности внесения всего используемого «железа»  в Реестр российской радиоэлектронной продукции Минпромторга значительно сужает спектр оборудования, доступного к применению. Производители, изготавливающие специализированное оборудование малыми сериями и/или использующие в составе своей продукции ОЕМ комплектующие (в том числе от других российских компаний), не имеют достаточной мотивации или возможностей для внесения оборудования в реестр Минпромторга, поскольку это  сопряжено со значительными временными и материальными затратами, а часто необходимостью полной переделки схемотехники и конструктивных решений», – сетует эксперт.

Увеличение числа различных реестров для производителей оборудования, необходимого для СУДС, с учетом того, что российский рынок этих решений ограничен 25 портами, усложняет их работу в России.

«Новое  требование о том, что помимо реестра Минцифры для ПО, реестра Минпромторга для «железа», свидетельства Минтранса, надо будет войти в  реестр «доверенных программно-аппаратных комплексов», еще более повышает порог входа для новых производителей, а также ограничивает перечень доступных компонент для производителей и системных интеграторов, занимающихся проектами строительства новых и модернизации существующих СУДС«, – отметил он.

Это мешает выходу на рынок российских компаний и делает ситуацию с просчетом экономики проекта непредсказуемой.

«Очевидно, нужно время для того, чтобы производители оценили, насколько довольно ограниченный рынок СУДС  позволит отбить в будущем затраты, а требования, предъявляемые к оборудованию и ПО комплексов, устоялись. В настоящий момент требования по «российскости» решений трактуются на основе различных методических указаний и часто меняются«, – заключил Модеев.

 

Беспилотное будущее

Помимо традиционных СУДС в России активно ведется разработка программно-аппаратных комплексов для Центров дистанционного управления автономными судами в портах, рассказал Mashnews Сергей Сульин.

«В конце 2023 года был осуществлен запуск автономного морского парома «Генерал Черняховский» по линии «Усть-Луга – Калининград», дистанционное управление которым осуществлялось из ЦДУ ФГУП «Росморпорт» в Петербурге. Обеспечение программно-аппаратных решений для парома и ЦДУ производилось АО «Ситроникс» наряду с другими компаниями».

Отечественные решения по управлению автономным судовождением хотят применить для порта Новороссийск - разрабатываются система безэкипажного судовождения и управления буксирами-автоматами. Участие в ней принимают ООО «Сим Тех», АО «Инженерный центр судостроения», АО НПП «Авиационная и морская электроника» и другие, сообщил Сульин.

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
специальный корреспондент