18 апреля 2024 16:39
читать 10 минут

Чиновники против угольных компаний: отмена железнодорожных льгот сведет к нулю рентабельность экспорта

Минтранс выступил с инициативой отменить скидку на перевозку угля по железной дороге. Это предложение может ударить по добыче и экспорту, считают в угольных компаниях. У них уже есть опыт борьбы с высокими ценами на услуги – угольщики объявляли бойкот угольному терминалу в порту Тамань. Но с РЖД так не поступишь. Mashnews разбирался в том, что ждет отрасль в ближайшем будущем. Кратко: ничего хорошего.

Цена на уголь падают

Предполагается, что понижающий коэффициент на перевозку угля будет окончательно отменен с 2025 года. Этот срок указан в письме замминистра транспорта Валентина Иванова, которое было отправлено на рассмотрение в Минэнерго. Письмо датировано 30 марта, но оказалось в распоряжении РБК 10 апреля. Минтранс, как и Минэнерго, всю неделю после публикации от комментариев воздерживаются. Аналогичную позицию заняли в РЖД.

Показатели экспорта угля за первый квартал 2024 года – отрицательные. Всего – 45 млн тонн, это на 11,6% меньше по сравнению с показателями прошлого года. Свою роль в этом сыграл и конфликт в порту Тамани.

РЖД жалуется на падение доходов. О том же теперь говорят и угольные компании: если в июне 2022-го цена за тонну энергоугля на условиях FOB (продавец обязан за свой счет поставить товар на борт судна и оплатить экспортные пошлины) в порту Восточный достигала $178, то в апреле 2024-го она упала до $107. И это еще хорошие цифры!

Цены на уголь снижаются с января. По данным Центра ценовых индексов Газпромбанка, этот процесс продолжается до сих пор. Так, уголь 6000 ккал/кг в Тамани оценивался в $72 за тонну (падение на 13% по сравнению с январем. Ситуация в Балтике еще хуже: падение на 14%, до $61 за тонну.

Странный конфликт в Тамани

В порту Тамань (Краснодарский край) угольные компании отказались от отгрузки угля на экспорт через расположенный там терминал компании ОТЭКО и направили свою продукцию на Восточный полигон. Причина – в расценках ОТЭКО. Стоимость перегрузки тонны угля в январе составила $38, при том, что в Новороссийске тариф равнялся $14, а в Таганроге – $11. То есть разница троекратная.

«Ставки на перевалку угля на терминале «ОТЭКО-Портсервис» выросли в два раза, до $45-50 за тонну, что привело к нерентабельности продажи угля на основной рынок сбыта в Китае при отгрузке твердого топлива через Тамань», - отмечает в упомянутом уже письме замминистра транспорта Валентин Иванов. Первый вице-премьер Андрей Белоусов поручил Минэнерго разобраться в причинах происходящего, к делу подключилась ФАС.

Любопытно, что в конце 2023 года председатель совета директоров ОТЭКО Мишель Литвак жаловался лично президенту на недогрузку принадлежащего его компании терминала. Где логика?

«Ее нет, - утверждает главный редактор аналитического онлайн-журнала «Геоэнергетика ИНФО» Борис Марцинкевич. – Если хочешь, чтобы твои услуги были востребованы, будь добр сделать так, чтобы потенциальному заказчику было выгодно. Если делаешь противоположный ход – то нет заказчика, нет и работы. Переговоры, уверен, будут, но вместе с тем очень хотелось бы, чтобы в Минтрансе задумались: выгодна ли государству частная собственность на портовых мощностях?»

12 апреля терминал ОТЭКО в порту Тамань все-таки снизил тарифы на перевалку угля до $19 за тонну (экспортеры угля считают приемлемым уровень в $12–15). РЖД пообещали с мая доставлять на терминал ОТЭКО 3 млн тонн угля ежемесячно.

18 апреля стало известно, что ГК «Дело» (в состав группы входят «Глобал Портс» с терминалами на Балтике и Дальнем Востоке, «Трансконтейнер» и  SASCO) сделала предложение председателю совета директоров ОТЭКО Мишелю Литваку  взять терминала в Тамани в управление и рассматривает возможность его покупки. Об этом в интервью «Коммерсанту» рассказал основной владелец группы Сергей Шишкарев.

«Ситуация с ОТЭКО сюрреалистичная: владелец заявляет перевалку $40 за тонну, что ненамного меньше цены угля, — заявил Шишкарев. — Терминал три месяца стоит, грузы не едут, он держит ставки. Что за борьба амбиций и эмоций, я не понимаю. Почему мы тоже в проигрыше от этой ситуации? Потому что весь тот уголь, который не доехал в Тамань, — это уголь, который пытается поехать на восток и еще больше забивает сеть».


Что спасет угольщиков?

«Причин для снижения экспорта сразу несколько. У нас проблема с провозом по Восточному полигону, на 16% упала отгрузка на портовых мощностях на Дальнем востоке. Плюс история с конфликтом на частном угольном терминале в Тамани: тарифы за перегрузку под сорок долларов за тонну с учетом падения мировых котировок – это отрицательная прибыль, под которую не подпишется ни одна угольная компания», - говорит Борис Марцинкевич.

Из-за этого возникает проблема с третьим по объему покупателем, объясняет он. «Напомню, на первом месте – Китай, на втором – Индия, на третьем – Турция. И вот, казалось бы, она, вот Черное море. А у нас отгрузка не идет».

Кроме того, продолжает эксперт, с 1 января Китай вернул ввозные пошлины для российского угля. Пусть они не самые высокие, но с учетом падения продажных цен это сказывается на прибыли. «И в этот момент полностью, раз и навсегда, отказаться от понижающего коэффициента?».

Положение дел у угольщиков может выправиться только в том случае, если изменится мировая конъюнктура, и цены пойдут вверх, полагают специалисты. К примеру, ожидается, что объем импорта угля в Китае вырастет до 480 млн тонн – а это больше, чем добывает Россия за целый год.

Могут увеличиться и объемы отгрузок в Индию: во-первых, на лето в этом регионе приходится пиковый спрос, во-вторых, ожидается засуха, а это значит, что на индийские электростанции придется двойная нагрузка: «Кондиционерам надо на чем-то работать», - замечает Борис Марцинкевич.

В ином же случае, считает он, решение Минтранса можно назвать правильным, только если исходить из позиции, что угольная отрасль в России лишняя.

 

Угольные компании должны объединиться

Впрочем, не все эксперты считают, что минситерства и тарснпортные монополисты должны идти навстречу «тонущим» угольщикам.

«Скидки отменили не одной компании, ситуация касается отрасли в целом. И возникает вопрос: есть ли у нас государственный приоритет по железнодорожной доставке топлива? Бензина, дизеля – да, угля – нет. Его поставками из европейской части России на восток занимаются частные компании, и государство получает от них относительно небольшие деньги. «Относительно небольшие», если сравнивать с нефтегазовой отраслью», - поясняет заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов.

Угольные компании, указывает он, жалуются на низкую стоимость угля, на завышенные тарифы на перевалку в портах, но почему разговор о логистических проблемах зашел только сейчас? Ведь то, как будет развиваться ситуация с поставками угля на экспорт, можно было предугадать еще несколько лет назад.

«Все понимали, что к 2030 году европейский рынок будет для нас полностью закрыт. Европа отказывается от угля как энергоносителя, и в 2021-м стало очевидно, что крупнейший покупатель, Германия, меньше чем через 10 лет закроет последнюю такую электростанцию. Именно поэтому начали развивать Восточный полигон, Транссибирскую и Байкал-Амурскую магистраль, разворачиваться с запада на восток».

Причем такие условия неминуемо сложились бы и без событий 2022 года,  комментирует Александр Фролов.

«Где были угольные компании в это время, каким оказался их вклад в переориентацию транспортной инфраструктуры? Возможно, угольщикам стоит объединиться и создать партнерство с государством, вместе развивать логистику, вкладываться в это финансово, и тогда уже претендовать на льготы», - говорит эксперт.
Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
специальный корреспондент